газета
издаётся
с марта
1918 года
№ 47 (23854 ) от 28.11.2013
расширенный поиск
  Главная   Архив номеров   Спец проекты   Редакция  
Главное меню
Каталог ссылок
Доска объявлений
Анкеты
Статьи
Библиотека
Специальные проекты
Справочник
Архив
Квитанция
Расширенный поиск
Новости
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
 
  № 47 (23854) от 28.11.2013
   
Конфигурация катастроф
автор:
Ольга АКУЛОВА
 
 
Вечером 17 ноября в казанском аэропорту при заходе на посадку потерпел крушение "Боинг-737", выполнявший рейс Москва - Казань. Погибли все: 44 пассажира и 6 членов экипажа. Перед крушением пилот доложил диспетчеру о "непосадочной конфигурации самолета". Специалистам еще предстоит расшифровать эти слова, но уже сейчас понятно, что от такой беды никто сегодня не застрахован.


Главный вопрос, на который пытаются найти ответ специалисты: почему самолет при заходе на посадку ушел на второй круг? Технически объяснить это можно: "Непосадочное положение" - это предельное отклонение от курса и глиссады, которое не дает экипажу благополучно завершить полет. В таком случае он обязан уйти на второй круг. В принципе, опытному экипажу такая задача по плечу. При условии если этот маневр они отрабатывали на практике, в реальных полетных условиях. Экипаж разбившегося "Боинга" осваивал эту науку на тренажерах.
Все катастрофы последних лет списываются на "человеческий фактор". Пилот Як-42, который угробил целую хоккейную команду "Локомотив", нажал не на ту педаль. Авиакатастрофа под Пермью была вызвана тем, что экипаж, пытаясь обойти грозу, взял запредельную высоту. В трагедии под Иркутском виноват пилот, который "дал порулить" своему сынишке. Конечно, это главный фактор "конфигурации катастроф". Но есть и
другие.
Командовал экипажем "Боинга" 47-летний Рустем Салихов, вторым пилотом был Виктор Гуцул. У обоих стаж - более 20 лет. По словам пресс-секретаря авиакомпании "Татарстан" Гульназ Миннихановой, в 2010 году они прошли обучение на пилотов "Боинга". Но есть одна существенная деталь: оба проходили проверки и тренировки на тренажерах. Кроме того, в качестве командира экипажа Салихов летал всего 9 месяцев, до этого был штурманом, а второй пилот, Гуцул, тоже совсем недавно переквалифицировался из бортинженера. Эксперты говорят, что такой экипаж нельзя назвать опытным.
- Раньше пилоты всю подготовку проходили в небе - в естественных условиях, - сказал один из экспертов. - При самых неблагоприятных условиях, во всех режимах отрабатывали всевозможные нештатные ситуации. Сейчас же согласно новым стандартам всему этому обучают на тренажерах и считают, что этого хватает. И вот результат...
Действительно, вопрос подготовки квалифицированных летчиков отходит сегодня на второй план. Как руководство авиакомпании могло сформировать экипаж из неопытного бывшего штурмана и недоученного бортинженера? А диспетчером в аэропорту посадить человека, который работает всего-то 3 месяца? Эти вопросы - прежде всего к гендиректору авиакомпании "Татарстан". Как выяснилось, Аксан Гиниятуллин в летном деле, мягко говоря, сам малообразован. По специальности он инженер ирригационных систем, окончил Ташкентский институт ирригации и механизации. Всюду работал исключительно помощником или советником. Учился на бухгалтера в США, работал в Канаде, где занимался продвижением иностранной техники в Россию. Потом вернулся на родину. Последнее его место работы "АК БАРС АЭРО", где Гиниятуллин занимался закупкой для компаний иностранных самолетов.
Возможно, с его помощью в Россию стал и поступать авиационный "секонд-хэнд", по сути авиахлам. Поскольку отечественное самолетостроение давно разрушено, мы вынуждены покупать старье, на новую технику денег нет. Разбившийся в Казани "Боинг" имеет богатую историю. Ему 23 года. Свой первый полет он совершил в июне 1990 года, то есть был одним из первых выпущенных самолетов этой модели. Тогда он принадлежал французской компании, но через пять лет от него избавились, так поступают многие авиакомпании, заботящиеся о безопасности пассажиров. "Боинг" пополнил парк Уганды, которая тоже через пять лет поспешила передать его бразильской авиакомпании. Здесь в 2001 году самолет потерпел серьезную аварию и чуть не разбился. После ремонта "Боинг" летал уже над небом Румынии. В мае 2008 года его купили болгары, но держали самолет всего 7 месяцев и быстро решили от него избавиться. В том же году авиакомпания "Татарстан" решила взять "Боинг" в лизинг у международной лизинговой компании AWAS. И хотя уверяют, что 23 года - не критический возраст для самолета, стоит все-таки учесть, что летал он в сложных тропических условиях, падал, ремонтировался. Говорят, пассажиры, которым приходилось на нем летать, жаловались на гул, тряску и очень жесткую посадку.
Кстати, почему именно этот борт ушел рейсом 363 на Казань 17 ноября? Изначально пассажиров планировали отправить SRG канадского производителя Bombardier. Узнав, что пассажирами будут VIP-персоны - сын президента Татарстана Ирек Минниханов и глава ФСБ по Республике Татарстан Александр Антонов, авиакомпания поменяла борт, поскольку только в "Боинге" имелись места бизнес-класса. Желание угодить оказалось роковым...
В этой трагической истории есть те, кому удалось обмануть судьбу: кто-то опоздал на рейс, кого-то в столице задержали дела. А вот 4 сотрудницы одного из казанских банков, приехавшие в Москву на семинар, не захотели ночевать в столице, поменяли билеты и на поезде вернулись в Казань утром 17 ноября. "А вечером мы узнали о крушении лайнера, в котором летели 6 наших коллег. Мы в шоке", - плачет чудом спасшаяся девушка.
Комиссия, расследующая катастрофу, пришла к выводу о том, что причиной могут служить два фактора - ошибка экипажа и технические неполадки. Возможно, и то и другое. На обдумывание ситуации, в которую, пока неясно почему, попало воздушное судно, у экипажа, как говорят эксперты, было всего несколько секунд. Это была реальная угроза, а не "страшилка" на тренажере. Правильное решение принять не удалось.
В Госдуме опять возбудились по поводу состояния дел в нашей авиации. Впрочем, так бывает после каждой катастрофы. В прошлом году депутаты пытались протолкнуть поправку к Воздушному кодексу РФ, которая ввела бы ограничения на срок эксплуатации самолетов. В частности, предлагалось ввести термин "старое воздушное судно". Но поправка не прошла ввиду того, что термин признали ненормативным.
Сегодня в Госдуме снова вернулись к этому вопросу. Предлагается ограничить средний возраст самолетов 17 годами. Тогда половина авиапарка станет на прикол. И на чем будем летать?
- Надо срочно поднимать отечественное самолетостроение, - говорит известный летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев. - У нас есть хорошие машины, есть хорошие разработки, но пока в чертежах.
...За каждого погибшего в авиакатастрофе семьям выплатят по 2 млн. рублей. Власти Татарстана и Москвы (в самолете было несколько жителей столицы) выплатят еще по 1 млн. рублей. Однако горя этим не залечишь...

Редакция "Сельской жизни" выражает глубокое соболезнование родным и близким погибших.
 
Опросы
Оцените новый дизайн сайта.

Фото-галерея
There are no pictures.
Экспорт новостей
Последние сообщения форума
 
© 2005–2008 ЗАО "Редакция газеты "Сельская жизнь" E-mail: sg@sgazeta.ru Тел: 8(499)257-54-57; 8(499)257-52-55 Факс: (499)257-58-39
Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва,А-40, ул. Правды, 24